Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
 

Facebook

Twitter

Материалы в СМИ

Эксперт

13 сентября 2010

Скачать статью в формате PDF

Свое место в городе

Новейшая история развития муниципалитетов в Петербурге оставляет печальный осадок. Если анализировать объем реальных полномочий муниципальных образований, на память сразу приходит прилагательное «декоративные». Тут даже не надо сравнивать с Европой, достаточно посмотреть на другие российские муниципальные образования, например в Ленинградской области. Там муниципалитеты имеют возможность влиять на вопросы, связанные с жилищно-коммунальным хозяйством, распределением земли, строительством. В Северной столице муниципалитеты занимаются разве что благоустройством дворов. Плюс опека и попечительство несовершеннолетних.


Когда в 1995 году Госдума РФ принимала Закон о муниципальной власти, позволяющий решать большинство социальных и хозяйственных вопросов на местном уровне, в него была внесена так называемая поправка Шишлова, Лужкова и Бабурина (когда в 2003 году был принят новый Закон об общих принципах организации местного самоуправления, эту поправку продублировали). В результате деятельность муниципалитетов в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге регулируется не федеральными, а региональными законами. Поэтому неудивительно, что в Петербурге муниципальные власти практически лишены реальных полномочий, а их бюджеты ничтожно малы.


Однако, несмотря на подчиненное положение по отношению к местной администрации, жизнь петербургских муниципалитетов полна драматизма. Так, зимой 2009 года муниципальное образование «Коломна» лишь через суд добилось восстановления своих бюджетных полномочий, которых было лишено в том же году. Не оказались незамеченными дополнительные выборы в органы местного самоуправления минувшей весной. О том, какова природа конфликтов между муниципалитетами и городской администрацией, об эволюционном развитии муниципальных образований «Эксперту С-З» рассказал глава муниципального образования «Литейный округ» Сергей Шатуновский.


– В последние годы выборы в муниципалитеты Петербурга показывали минимальную явку – 12?15% избирателей. Почему?

– Причин тут несколько. Прежде всего, муниципальная власть не настолько значима, у нее объективно мало полномочий, возможностей что-либо делать для своих избирателей. В отличие от депутатов Законодательного собрания или Государственной думы. Поэтому выборы в ЗакС и Госдуму больше волнуют людей и, конечно, ярче освещаются в СМИ. Плюс определенное влияние оказывают политические партии. Они борются друг с другом за места, для этого разрабатывают и воплощают предвыборные стратегии, активно агитируют избирателей и тем самым также способствуют повышению явки.


– Но последние выборы показали явную заинтересованность партий в том, чтобы быть представленными в муниципальных образованиях. Это хороший знак для муниципалитетов?

– Муниципальные власти занимаются фактически только дворами, их полномочия – небольшие, поэтому реального интереса для партий они не представляют. На мой взгляд, те столкновения между «Справедливой Россией» и «Единой Россией», что происходили на последних муниципальных выборах, – это, по большому счету, шоу. Партии пробовали свои силы, тренировались в преддверии более серьезных испытаний.


Призрак власти


– Каждый год мы слышим о конфликтах между петербургскими муниципалитетами и администрацией города. И муниципалитеты в судах должны отстаивать право на финансовую деятельность…

– На самом деле причина большинства конфликтов, которые приводят к лишению отдельных муниципалитетов финансовых полномочий, – внутренняя борьба в них самих. Во многих муниципальных округах депутаты часто не могут разобраться, кто из них главнее, иногда это приводит к тому, что кто-то задействует административный ресурс. Кроме того, если посмотреть на конфликты прошлых лет, надо признать, что в некоторых случаях имела место банальная неграмотность работников муниципалитетов. Из-за своей бедности муниципалитеты не всегда могут привлечь квалифицированных работников (на аналогичной должности в администрации города зарплата будет больше), и это приводит к ошибкам, которые разные контролирующие органы «вылавливают».


А работа для грамотных юристов всегда есть. Например, в Закон о местном самоуправлении за минувший год внесено пять поправок, затрагивающих работу муниципалитетов. Некоторые из них предусматривали достаточно оперативное изменение уставов муниципалитетов. Но также нельзя отрицать и то, что общая установка городской власти держать муниципалитеты в узких рамках ощущается. Судите сами: Контрольно-счетная палата Петербурга 50% времени тратит на разбор деятельности муниципалитетов, то есть половина рабочего времени уходит на проверку всего лишь 1,5% городского бюджета. Тут есть о чем подумать.


– То есть определенные противоречия между муниципалитетами и городской администрацией существуют и оказывают влияние на жизнь муниципалитетов?

– Есть противоречие, и оно остается. Органы местного управления – по определению всегда политические конкуренты городской власти. Поэтому им не расширяют полномочия и не дают деньги – чтобы не могли нарастить свое влияние на жителей города, стать заметной властью.


– Часто ли работа муниципалитетов пересекается с действиями районных администраций?

– Нет, потому что граница полномочий муниципальных образований максимально четко прописана в законе и подзаконных актах. У муниципалитетов порядка 40 направлений, на которые они могут тратить деньги. И ежегодно муниципальное образование выбирает приоритетные направления на будущий год. Конечно, при выборе учитываются начинания районной администрации.


Кроме того, муниципалитеты точно знают: если они сделают хотя бы попытку выйти на чужую территорию, их действия сразу привлекут внимание контролирующих органов. Например, если взять муниципальное образование «Литейный округ»: мы традиционно больше половины своего бюджета направляем на благоустройство дворовых территорий. А могли бы тратить на молодежную политику. Но мы понимаем, что молодежной политикой город активно занимается, а благоустройство территорий для района, находящегося в историческом центре города, – больной вопрос.


Приводные ремни


– В таких условиях в каком направлении эволюционируют муниципалитеты?

– За последние годы муниципалитеты научились лучше разбираться в финансах, правильно расходовать средства. Научились понимать свое место в городе: несмотря на звание муниципальной власти, властью они не обладают, а лишь помогают городской администрации осуществлять те планы развития, которые она определила в долгосрочной перспективе. То есть муниципалитеты стали более технологичными структурами, которые занимаются тем, чем и должны по действующему законодательству: не политикой, а конкретными хозяйственными проблемами.


Кроме того, муниципалитеты становятся как бы школой, где люди приобретают опыт общественной деятельности. Об этом недавно говорила губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: муниципалитеты выращивают кадры, способные занимать более значимые должности. Многие молодые депутаты, которые недавно пришли в Законодательное собрание города, ранее прошли школу управления муниципальным образованием и именно там поняли, что такое общественная жизнь. В некотором смысле классический пример – карьера Дениса Волчека: сначала депутат муниципалитета, затем – депутат петербургского ЗакСа, на данный момент – депутат Государственной думы. Так что муниципалитеты – определенного рода социальный лифт для тех, кто идет в политику.


Тут нужно понимать, что в Петербурге всегда есть социально активные люди, которые хотят участвовать в политической жизни. В их числе – и не совсем адекватные, зачастую имеющие определенное влияние на граждан. И муниципалитеты оказываются в некотором смысле буфером между гиперактивными гражданами и администрацией. Они как губка вбирают в себя всю эту активность.


Санкт-Петербург

Алексей Леонтьев, корреспондент журнала «Эксперт Северо-Запад»



Поделиться

 
< Предыдущая публикация К списку публикаций Следующая публикация >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino