Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
 

Facebook

Twitter

Материалы в СМИ

Наши деньги

30 сентября 2010

Скачать статью в формате PDF

Дворовый уровень

Беседовал Марк Лазис


Мой двор этим летом серьезно облагородили: вымостили дорожки, засеяли газоны, установили прекрасную детскую площадку. На резонный вопрос: «За чей счёт весь этот банкет?»  - всезнайки из нашего подъезда довольно быстро подобрали ответ: «Деньги выделены из бюджета муниципального образования». А откуда они там взялись и с чего вдруг такая щедрость? Мы – горожане – в целом плохо осведомлены об особенностях бюджетного процесса, о том, как и на что тратятся наши с вами налоги, за что отвечают различные уровни власти. За что, к примеру, нужно спрашивать с городской власти, за что с районной, за что – с муниципальной? Вряд ли рядовой налогоплательщик сможет без подготовки ответить на подобный, вроде бы простой вопрос. «Наши деньги» планируют восполнить этот пробел: в ближайших выпусках мы вдумчиво поговорим о налогоплательщиках и бюджете. Сейчас же, так сказать, «для затравки» опустимся на «дворовый уровень», то есть на уровень муниципальных образований (фактически речь идёт о микрорайонах,  о нескольких кварталах, объединенных по тому или иному признаку). О том, как «муниципалы» формируют бюджет и на что тратят деньги, мы расспросили Сергея Шатуновского, главу муниципального образования «Литейный округ».


- Каковы же источники финансирования самой близкой к народу муниципальной власти?


Для начала замечу, что громкое наименование «муниципальная власть» в случае с Петербургом, скажем так, не совсем соответствует действительности. Источники формирования бюджетов наших муниципальных образований утверждаются на городском уровне, на этом же уровне определены направления, на которые мы можем тратить деньги. Так что «муниципалы» – это не власть как таковая, а скорее помощники реальной – городской – власти на данной конкретной территории.


Если же отвечать прямо на ваш вопрос, то существует закон Санкт-Петербурга «О бюджете» на соответствующий финансовый год, в приложении к которому перечислены нормативы отчислений муниципальным образованиям (МО). Три основные статьи, формирующие доходную часть бюджетов МО: это налоги на имущество, налоги на совокупный доход и разнообразные штрафные санкции. Вместе они формируют около 90% бюджета нашего муниципального образования. Оставшаяся часть приходится на субвенции, направляемые нам на исполнение отдельных полномочий, основными из которых являются опека и попечительство.


 - Штрафные санкции, которые направляются в бюджет МО – это что? За нарушение правил дорожного движения что ли?


Нет, в данном случае речь идет о других штрафах. Ну, например, за нарушение правил благоустройства и торговли.


- От чего зависят нормативы отчислений муниципальным образованиям?


Есть специально разработанная методика. Нормативы, например, зависят от того, сколько предприятий работает на данной территории, по какой схеме они платят налоги, от количества проживающих в округе и среднедушевого уровня доходов. Условно говоря, нормативы для спальных районов города могут отличаться от нормативов для центральных.


- На что «муниципалы» имеют право тратить деньги? На заранее определенные цели или же по своему усмотрению?


Только на строго определенные цели, обозначенные в Законе Санкт-Петербурга «Об организации местного самоуправления». К предметам нашего ведения относятся примерно четыре десятка функций, среди которые есть действительно важные, но есть и, скажем так, номинальные. Ничем другим, кроме обозначенных направлений в законе, заниматься мы не имеем права, за исключением, передаваемым нам отдельных государственных полномочий Санкт-Петербурга. 

На практике каждое муниципальное образование, так или иначе, выбирает для себя несколько ключевых направлений. Например, в нашем случае примерно половину бюджета мы направляем на благоустройство дворовых территорий. Смотрите сами: в 2010 году у нас расходная часть составляет около 88 млн. рублей, а на благоустройство расписано 46 млн. Получается, даже больше половины. На втором месте – молодежная политика: организация досуга, разнообразных мероприятий, военно-патриотическое воспитание.


- Никаких других источников пополнения бюджета муниципального образования, помимо перечисленных вами не существует? Могут же быть, например, добровольные взносы граждан или компаний, работающих в данном округе?


Добровольные взносы, конечно, есть, но они погоды не делают. Ну, скажем, речь может идти о том, что жители какого-то конкретного двора хотят в рамках проекта благоустройства добавить что-то от себя. В таком случае они могут сделать перечисление в бюджет МО, и изменить смету благоустройства в сторону увеличения.


- Как вообще выглядит бюджетный процесс в муниципальном образовании? Кто определяет направления финансирования?


Если коротко, то выглядит это так. Администраторы налоговых поступлений из городского Комитета финансов готовят прогноз доходной части бюджета (прогнозы эти, к слову, в целом оправдываются). Исходя из этих данных, администрация округа готовит проект бюджета, который публикуется в печатном органе муниципального образования. Проект выносится на общественные слушания, которые на практике проходят неактивно. Рядовой горожанин вообще как-то мало участвует в процессе распределения бюджетных средств. Причины я предпочел бы сейчас не обсуждать.

А если возвращаться к прохождению бюджета, то после двух чтений он утверждается депутатами муниципального образования. Мы, кстати, из года в год имеем переходящий остаток неизрасходованных средств — своеобразную заначку, которая позволит выполнить свои обязательства даже в случае каких-то проблем с наполнением доходной части бюджета.


- В связи с кризисом такие проблемы были?


К счастью, нет. Год от года бюджет нашего муниципального образования увеличивается. Кризисной просадки тоже не было.


- Ну, хорошо, бюджет принят. Как жители, скажем, вашего МО могут с ним ознакомиться?


Бюджет МО - это не секретный документ. Его можно найти, например, на нашем сайте или посетив администрацию округа. Кроме того, мы реализуем в каком-то смысле уникальный проект – муниципальную информационно-справочную систему.  В общественных местах будут установлены интерактивные экраны, демонстрирующие разнообразные информационные блоки. При выборе любого из них, пользователь получает исчерпывающие сведения об интересующей его сфере. К примеру, в разделе «Опека и попечительство» собрана вся необходимая информация для тех, кто хочет усыновить ребенка, включая правила усыновления, перечень необходимых документов и список контактов. Система также позволит распечатать бланки необходимых заявлений, не обращаясь к сотрудникам администрации. «Бюджет» - также один из разделов информационно-справочной системы.


Она будет внедряться двумя очередями. Первая включает в себя 14 экранов: один  появится в местной администрации МО, второй – в Муниципальном совете и, кроме того, система будет установлена на 12-ти компьютерах в Совете Ветеранов МО, где проходит обучение пожилых людей компьютерной грамотности. 

Вторая очередь предполагает установку интерактивных экранов в районных поликлиниках. Здесь она будет дополнена медицинским блоком, содержащим расписание работы врачей, справочную информацию и т. д.


Мне кажется, муниципальная информационно-справочная система – это большой шаг вперед для всех нас. Порой кажется, что у каждого человека сегодня есть цветной телевизор, мобильный телефон или интернет. Но в действительности это далеко не так. Многие люди, особенно пожилого возраста, живут в дефиците информации. Поэтому, принимая решение о разработке этой системы, мне очень хотелось, прежде всего, чтобы людям было удобно получать необходимые им сведения, чтобы это экономило время, силы и нервы, которые порой тратятся на общение с представителями различных государственных структур.




Поделиться

 
< Предыдущая публикация К списку публикаций Следующая публикация >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino