Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Наши жители

Директор

Кузьмин Александр Иванович

Александр Иванович Кузьмин – потомственный петербуржец. Город знает с малых лет, и, особенно, этот район, где со дня своего основания расположен мемориальный музей А.В. Суворова. В нём он бывал ещё мальчишкой и видел первую его экспозицию после открытия в 1951 году. И так сложились обстоятельства, что через тридцать пять лет стал его директором. Уже четверть века Александр Иванович руководит всеми делами музея, отстаивает его интересы, заботиться о сохранности интерьеров и экспозиций, и думает о его будущем.

- Музей был устроен по решению широких кругов российской общественности и, прежде всего, военных. Эта инициатива о создании именно мемориального музея генералиссимуса А.В. Суворова была поддержана императором Николаем II, в присутствии которого 13 ноября 1904 года, в 175–ю годовщину со дня рождения полководца, храм его памяти и был открыт.   Его экспозиция пользовалась большим успехом, но в 1918 году, в связи с наступлением немецких войск на Петроград, музей закрыли и вновь открыли лишь в начале 50-х годов. Вот тогда я и пришел сюда впервые, в качестве экскурсанта. Разумеется, я никогда не предполагал, что буду тут работать и уж тем более, не мог себе представить, что стану когда-то его директором. Музеи вообще вряд ли могут быть предметом мечтания мальчишек. Хотя я, можно так сказать, вырос в нём, потому что неподалёку жил, бегал по этим улицам, сменил в этом районе шесть школ…


- Из-за сложного характера?

- (Улыбается) Характер у меня действительно был непростой, но, на самом деле, по разным  причинам. В 1960 году я начал трудовую деятельность, продолжая среднее образование   в школе рабочей молодежи № 77. Закончив ее, поступил в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта имени академика Образцова (бывший ЛИИЖТ). Но учился там недолго. И хотя я в добрых отношениях был и с точными науками, но все-таки я гуманитарий. Сманило телевидение, был телеоператором. Служил три  года в рядах Вооруженных Сил. Закончил  исторический факультет нашего университета в 1974 году и долгое время работал по своей специальности.  В 1986 году мне предложили должность директора музея, и я не стал отказываться. Все логично. И вот с тех пор работаю здесь. Вам интересно узнать, что я сказал своим будущим подчиненным, когда меня им представляли?


- Да, наверное, призывали еще лучше трудиться?

- Нет. Я сказал, что прекрасно понимаю, что назначение на должность не означает соответствие должности, но постараюсь соответствовать.


- Скажите, Александр Иванович, в нынешнее время как изменилось количество людей, приходящих в музей? Интересуются ли молодые люди нашей историей, личностью великого полководца?

- Вообще-то вопрос о количестве посетителей традиционен. Но вместе с тем надо знать, что это лишь одна сторона деятельности музеев и не самая главная. Наша основная обязанность хранить собрание, увеличивать коллекции и вести научную работу по их описанию и введению в оборот. Что касается посетителей, то, конечно, их количество сейчас поменьше, чем в советские времена.


В то время, если помните, быстрыми темпами развивался «колбасный туризм». Это когда люди ехали в большие города не посмотреть на его достопримечательности, а попросту, для того, чтобы пробежаться по магазинам, купить деликатесы, одежду. Сегодня такого нет. Интерес же к фигуре А. В. Суворова не иссякает. Но сегодняшний посетитель, посетитель целенаправленный, намного ценнее десятка прошлых. 


Может быть, я скажу несуразность, но с точки зрения главной задачи музеев – обеспечения сохранности фондов, посетители приносят больше вреда, чем пользы. Плата не покрывает и десятой части необходимых расходов, которые музей несет по содержанию экспозиций (свети, охрана, уборка, отопление, туалет, гардероб и т. д. и т.п.), а присутствие людей волей-неволей  нарушает температурно-влажностный режим, проходящие мимо машины усиливают вибрацию. Это все приводит к необходимости чаше реставрировать предметы, а средств почти нет.


             

- Но ведь музеи должны представлять свои коллекции как можно более широко...

- Без сомнения. Но экспозиции и даже выставки эту задачу не решают. В экспозиции музея Суворова приблизительно полторы тысячи предметов, а в хранилище – 50 тысяч. Ежегодно еще тысяча предметов экспонируется на выставках.  Я вижу выход лишь в развитии технических средств информации, Интернета. Чтобы любой человек мог прикоснуться в любой момент к настоящей культуре, узнать ответы на многие вопросы истории и искусства.  Для подавляющего числа музеев, без поддержи государства сделать это трудно. Но государство на сегодняшний день, как представляется, дела строит без культурной политики, без поддержки культуры.


Вот статотчет региона  за январь-сентябрь.  Разделы – сельское хозяйство, промышленное производство, строительство, здравоохранение, транспорт…и так далее. А где культура? Давайте поищем где тут речь идёт о культуре…  Вот она. На последнем месте, спряталась после  предложения: «… сбор сточных вод, отходов  и аналогичная деятельность».  Это результат    непонимания значения и роли культуры в развитии нашего, как и любого общества.    


Результат пренебрежения культурой  мы и видим повсюду вокруг себя: на улице, в школах, на работе. И вся наша жизнь, все наши отношения, наше поведение – всё это, в итоге, формирует культуру и уровень культуры. Криминал, вандализм, хамство,  все это следствие бескультурья или отсутствие культуры общения, нравственной культуры, правовой, культуры общежития и т.п., как следствие пренебрежения к этой главной составляющей воспитательной деятельности, в том числе и к национальному достоянию, хранимому музеями.   Во всяком случае, ряд законов, которые уже есть, и те, которые скоро войдут в число действующих,  к сожалению, не учитывают   нюансов жизнеобеспечения музеев и сильно, даже неадекватно ограничивают их в самостоятельных действиях. Музеям  будет очень трудно  существовать в таких условиях.


Культура – это сгусток деяния человечества за тысячелетия своего существования. Каменный топор и глиняная чашка, приручение животных и выращивание злаков, изобретение колеса и создание календаря, создание письменности и торговля, обустройство жилищ и врачевание, познание мира и передача знаний. Все это лишь небольшая часть культурной деятельности человечества. Что же касается создания художественных образов и произведений искусства, то это лишь часть культурной деятельности людей. Но сегодня, почему-то, лишь этот аспект относят к культуре.   Это непонимание роли и значения культуры обескураживает.


Казалось бы, телевидение, имея многомиллионные аудитории, могли бы уделять настоящее внимание и воспитанию и просвещению людей, но, в основном, наоборот. Более того, не разбираясь в вопросе, настаивают, подчас, на   неверных посылках вводя людей в заблуждение. Так совсем недавно, один из ведущих канала «Совершенно секретно» до упада спорил с собеседницей, отстаивая тезис лондонского Березовского о том, что культура источник обогащения и путая  все величие культуры, фактически весь земной шар, с антиквариатом и произведениями искусства.


Многие беды сегодня происходит оттого, что люди не понимают, что такое культура и воспитание. Но музеи, театры, парки, зоопарки, исполняющие большую воспитательную и просветительскую нагрузку, не в силах объять необъятное. Хотя аудитории, подчас, должны быть большими. Вот, казалось бы, музей гения военного искусства, чье учение актуально и посей день. Но оно не востребовано. Далеко не все курсанты высших военных учебных заведений посещают наш музей, хотя для них посещение музеев бесплатно.


Думается, что потенциал музеев, других учреждений культуры, должен быть более востребован для  воспитательной работы, школьного учебного процесса. Уж если поставлена задача, чтобы каждая школа была подключена к Интернету, то надо подумать и об обучающих  программах для школьников. Министерство образования Франции, например, имеет собственную киностудию. Там производятся фильмы, которые необходимы как дополнение  изучаемому материалу и познанию мира.  Почему у нас это пущено на самотек?


Путей для того, чтобы люди могли получать информацию о том, что есть в мире интересного, лучшего, сегодня довольно много. И если у человека нет возможности попасть в Большой театр по тем или иным соображениям, то у него должна быть возможность познакомиться с теми концертами или спектаклями, которые идут на его сцене, хотя бы с помощью видеозаписей. В наше время таких возможностей не было. Были другие и поскромнее. Я еще застал патефон, первые электропроигрыватели пластинок, первые катушечные магнитофоны, черно-белый телевизор КВН.


-   Вы чем-то увлекались?

- Я всегда любил музыку. И сейчас люблю. Но мне нравится музыка больших  оркестров. Таких певцов, как Ф. Синатра, Э. Фитцджеральд, Ив Монтан, Ш. Азнавур, Д. Мартин. Наши песни военных лет и такие певцы как Л. Утесов, К. Шульженко, М. Бернес, А. Герман.


- А современные исполнители?

- Без сомнения, номер один И. Кобзон. Я очень люблю слушать Н. Брегвадзе. Конечно, лучшие голоса принадлежат опере. И честно могу сказать, что меня очень порадовал Д. Билан, да и С. Лазарев своими выступлениями в проекте «Призрак оперы». Вообще-то я люблю ту музыку, которую я люблю.   Помимо музыки, мне интересна и живопись, но это скорее профессиональное. К сожалению, хотя возможно я и ошибаюсь, но  молодежь привлекает более примитивное искусство, будь-то музыка или кинематограф. И они не задумываются, почему переполнены и сегодня залы оперных театров, филармоний, да и публика там рафинированнее. Может, стоит полюбопытствовать?


 - Если говорить о сегодняшнем дне, существуют ли такие артефакты, которые могут быть помещены в музей?

- Музеи хранят вещную историю человечества, его культуру. То, что было подняты из раскопок, собрано среди людей, частные коллекции, вещи из домашнего пользования и прочее, различные произведения искусства. В каждом времени, где жили и творили люди, существуют такие вещи. И нынешнее время так или иначе оставит свой след. А значит, будет когда-то представлено в каких-то музеях. Лишь бы был интерес на это взглянуть, а  возможность это демонстрировать будет. 


Время летит стремительно. Уже в музейных фондах находятся компьютеры, которые были последним словом техники всего 20 лет назад. Еще в начале 90-х годов мало кто владел мобильным телефоном. Нашему телевидению еще нет и ста лет, а цветному чуть больше пятидесяти. Почти все забыли о пленочных фотоаппаратах и ленточных магнитофонах. Художники не дают высохнуть своим кистям, ваятели множат число скульптур, над памятниками культуры трудятся стеклодувы, гончары, столяры.


Свой вклад в развитие культуры вносят изобретатели новых станков, самолетов, автомобилей. Строители, наряду с никчемными проектами, воплощают в жизнь и шедевры зодчества. Не стоят в стороне от этого процесса медики и учителя. Ювелиры кромсают природные и искусственные алмазы, другие камни и драгоценные металлы, чтобы оставить потомкам свои шедевры. И все это не для того, что бы похоронить пласты прошлой культуры, а чтобы присоединиться к ним.


                                                                                                                     Беседовала Сергачёва Юлия


< Предыдущее интервью К списку интервью Следующее интервью >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino