Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Наши жители

Артист

Новожилов Сергей Анатольевич


Ленинград – город юности моего отца. Это имело для меня огромное значение. И когда пришло время выбирать между Москвой или Ленинградом, чтобы продолжить мою артистическую карьеру, я выбрал Ленинград.


Жил я в Харькове, учился в школе, окончил машиностроительный техникум, год проработал на знаменитом заводе им. В.А. Малышева. Я всегда участвовал в самодеятельных концертах, стал лауреатом Всесоюзного конкурса самодеятельности профсоюзов и получил 1-ю премию за исполнение пушкинской «Осени». Тогда я познакомился с великим мастером художественного слова, единственным за всю историю жанра народным артистом СССР, Дмитрием Николаевичем Журавлёвым. Эта встреча определила мою дальнейшую судьбу.

Но всё это было потом. А до этого было моё детство, когда я, вместе со своим отцом, известным мастером эстрады и цирка, знаменитым фокусником и иллюзионистом, режиссёром Анатолием Сергеевичем Шаг-Новожиловым*, в годы Великой Отечественной войны выступал перед солдатами на передовой. Отец был в ту пору инструктором культмассовой работы Штаба 51-й Армии. Концерты проходили в госпиталях, иногда просто на поляне в лесу или на открытой платформе грузовика, где я читал агитационные, патриотические стихи, призванные поддержать боевой дух, настраивающие наших воинов на победу.


               
               На фото - А.С. Шаг-Новожилов, со своим сыном С.А. Новожиловым.


По приказу командующего армии Я.Г. Крейзера, меня зачислили воспитанником 194 стрелкового полка. Тогда была сшита военная форма по моим меркам и определено полное довольствие, как у любого бойца. Правда, вместо боевых 100 граммов водки, мне выдавали трофейный шоколад, если, разумеется, удавалось его раздобыть.


Я прошёл вместе с армией Белоруссию, Латвию, Литву, а в марте 1945 года был направлен в Суворовское училище. Однако, мама моя и бабушка посчитали, что мне будет лучше остаться с ними, в родном Харькове. Там я учился, окончил школу, поступил в техникум...


В 1955 году я ещё учился в техникуме. И вот после того, как я увидел выступление моего кумира Д.Н. Журавлёва, в Харькове с пушкинской программой, я понял, что быть чтецом – это моё дело, этого я хочу. С Дмитрием Николаевичем я сумел познакомиться только через год после того эпизода. И случилось это, когда я поехал в Москву к папе, где он строил новый аттракцион. Он ведь очень энергичным человеком был, талантливым. Я за многое ему благодарен. Кстати, он был руководителем цирка в Симферополе, а в летний сезон – в Ялте. К слову сказать, у него была одна мечта – водный цирк-аквариум, которую осуществить он был намерен именно в Ялте. Он так много сил этому отдал. И уже были договорённости об открытии этого цирка. Но чиновники не сдержали своих слов и отдали здание, которое было обещано моему отцу, под ресторан… Так вот.


А тогда, в Москве, я отправился искать своего кумира. Я узнал, что он будет выступать на летней эстраде в Измайловском парке. Д.Н. Журавлёв читал В. Маяковского. По окончании выступления, я подошел к нему и признался в том, что тоже хочу стать чтецом. Дмитрий Николаевич пригласил меня к себе домой, помню, что угощал меня грибным супом. А потом слушал, как я читал у него на кухне «Хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского, пушкинскую «Осень» и отрывки из поэмы Луи Арагона «Глаза и память». Резюме было таким: «Да, данные есть, но надо поступать на актёрский факультет – у нас нигде чтецов не учат». Вот с того всё и началось.


Я пробовал поступить в училище МХАТа. Ну вот, я там завалился на третьем туре из-за украинского акцента и вернулся домой. Уже там смог стать студентом Харьковского Государственного театрального института (украинского отделения). Моими товарищами по курсу были замечательные, известные ныне актёры Алексей Петренко, Лесь Сердюк. С первого курса я начал работать диктором на местном телевидении, вел программы и, разумеется, читал стихи и отрывки из литературных произведений.


Евгений Евтушенко (2007г.)   Е.Евтушенко (2007г.)

Летом 1960 года в Москве я познакомился с Евгением Евтушенко, стихи которого к тому моменту уже знал и читал. Я предложил ему приехать в Харьков с творческими вечерами по линии популярного тогда общества «Знание». Стали проходить наши совместные вечера. В первом отделении выступал я, и читал стихи Евгения Евтушенко, те, которые уже были известны зрителю. А во второй части, сам поэт читал свои новые стихи. Эти вечера имели огромный успех! Они проходили на лучших площадках города, во всех крупнейших дворцах культуры и институтах, вызывая плохо скрываемое недовольство властей и особенно руководителей харьковского комсомола.


                                
                                 На фото: Е. Евтушенко, С. Новожилов, Е. Дудина (дочь Е.Евтушенко)


В том же 1960-м году в Москве состоялось моё выступление на самом первом вечере А.Вознесенского. Я читал его поэму «Мастера» в Театре Эстрады. Того здания уже давно нет – его снесли, чтобы облегчить транспортное передвижение. Там, кстати, долго играл «Современник» до переезда на Чистые пруды. После концерта я приехал к Андрею домой, потому что он обещал мне дать деньги на дорогу – я же был студентом и учился тогда в Харькове. За беседой он резюмировал относительно того, как я читаю его стихи: «Поразительно! Как будто это ты сам их написал…»


                                 
                                 На фото: С. Новожилов, Е.Евтушенко


Потом это не раз отмечали и другие поэты. Я не мог бы выступать с теми произведениями, которые не близки мне, под которыми я не мог бы поставить свою подпись, как говорится. Так до сих пор я с удовольствием буду знакомить слушателя с поэтическими произведениями А.С. Пушкина, С. Есенина, А. Ахматовой, Б. Пастернака, Е. Евтушенко, В. Бокова, М. Дудина. Так выбирались стихи всегда – те, слова которых откликаются в моем сердце.


К тому же, моим наставником был великий мастер. Дмитрий Николаевич Журавлёв на протяжении всего времени с той поры, как мы с ним познакомились не оставлял без внимания моё творчество. Он следил за моим становлением, советовал и определял мой репертуар. В последние годы своей жизни он был режиссёром моих программ – вечер рассказов И.Бабеля и программы «Какое счастье, что у нас был Пушкин!», включающие прозу и поэзию великого поэта. Разумеется, вспоминать о нём я могу только с чувством огромной благодарности…

По окончании института я приступил к работе в Харьковской филармонии, в качестве мастера художественного слова. И уже в мае 1962 года состоялся мой первый сольный концерт при полном аншлаге, поскольку меня уже знали по совместным выступлениям с Е. Евтушенко и А.Вознесенским. И, выходя «на бис», после прочтения современной поэзии, я прочёл «Мартовскую элегию» А.Ахматовой. Мне сделали замечание, что «на бис» Ахматову не читают. А мне хотелось самое любимое приберечь на финал, в первый свой вечер…

Санкт-Петербург, а тогда ещё Ленинград, постепенно входил в мою жизнь: через стихи, которые читал Д.Н. Журавлёв, а потом и я, через моих знакомых и коллег, через слова людей, которых я прежде не знал. Были, знаете, такие знаменательные моменты, которые не забываются всю последующую жизнь, когда посторонние люди, вдруг определяли дальнейшую судьбу. Да, было два таких случая в моей жизни, которые подвигли меня на поездку в Ленинград.


Первый – когда я, с пушкинской «Осенью», прошёл отбор на заключительный концерт Всесоюзного смотра самодеятельности в Киеве. Среди немногочисленных членов жюри был поэт Стефан Рочин из Ужгорода – такой, знаете, западный интеллигент. И он мне сказал так: «Вы читаете Пушкина, и в вас видна такая культура, которой не научишь – она впитывается с молоком матери». А позже в 1964 году во Фрунзе я работал с группой Харьковской филармонии и читал стихи советских поэтов – Е.Евтушенко, В. Бокова. И вот там была бригада артистов из Ленинграда. Среди них была пожилая пара. Они сказали, что моя манера чтения, сильно отличает меня от всей нашей группы. «Вам прямая дорога к нам в Ленинград. Там новый директор, который очень любит молодёжь, и он с радостью возьмёт вас к себе. Потому что те, кто сегодня называются у нас мастерами, вам в подмётки не годятся». Такие вещи сильно запоминаются.

В 1965 году я предпринял «рывок» сюда. Всё было непросто. Для начала мне пришлось выдержать Худсовет. Среди тех, кто смотрел и слушал меня, были Н.Перельман, В.Ларионов, Э. Велецкий, Тамара Давыдова, дочь великого тенора, партнёра Шаляпина, Александра Давыдова. (Ей я очень понравился. А ведь она сама, ещё до войны была лауреатом I Всесоюзного конкурса чтецов!) Ну вот, я выдержал это испытание и мне предложили работу. Правда, с оговоркой, что прописку в Ленинграде гарантировать мне не могут. Тогда за меня хлопотал Валера Черкасов, старший литературный редактор. Он отправился со мной в исполком и настаивал на том, что я необходим Ленконцерту. Разрешение на прописку было получено, и тогда меня временно прописала к себе Тамара Александровна Давыдова. Я снял комнату у двух старушек на Васильевском острове, на 5 линии, и прожил там 3,5 года.

Когда я оказался тут, в Ленинграде, я посчитал своим долгом сделать ленинградскую программу. В неё входили стихи разных авторов и, конечно же, стихи М.А Дудина, М.Борисовой, В.Шефнера, Н.Тихонова. За долгие творческие годы были подготовлено множество разнообразных программ, перечитаны стихи А.Блока и С. Есенина, Е. Баратынского, Д.Давыдова, Ф.Тютчева, А.Ахматовой, рассказы А.Платонова и многих-многих других авторов.


Со временем, а впрочем, почти сразу же, появились совместные концерты – поэтическо-певческие. Уже в 1966 году я выступал вместе с Эдуардом Хилем и читал перед его выходом почти целый час. Да, чтец работает 45 минут! Так мы проехали почти всю страну и до сих пор сохраняем дружеские отношения.

Всё удачно сложилось. И это было очень удивительно. Я ведь не смог поступить в Москве в своё время ни в один ВУЗ из-за моего украинского произношения. А потом Ленинград, а теперь Санкт-Петербург, стал моим вторым родным городом. А по моим записям, сделанным фирмой «Мелодия» по заказу Министерства просвещения РСФСР, учились правильной русской речи многие школьники и студенты нашей необъятной страны.




За свою творческую деятельность я успел объехать не только бывший Советский Союз, но и побывать с успешными гастролями за рубежом: в Польше, благодаря хорошему знанию польского языка, я читал В. Броневского, А. Мицкевича и Ю. Тувима, неоднократно вёл гала-концерты мастеров искусств нашего города на протяжении многих лет, руководил актёрскими бригадами. За это я удостоился звания «Заслуженный деятель польской культуры» и отмечен знаком «Заслуженный для Гданьска» (1987г). Позже я получил звание «Заслуженный артист РСФСР (1988г).


- А звание "Народный артист Российской Федерации" Вам когда было присвоено?


- Это на шестнадцать лет позже, в 2004 году. За это время я много работал. И одной из важнейших моих обязанностей, на протяжении многих лет, было проведение торжественных церемоний на Пискарёвском мемориальном кладбище, посвящённых полному снятию блокады. Это важный день для нашего города и всегда было постом №1 для диктора, для чтеца.


                                       

Были самые разные работы и такие удивительные, как участие, в роли Чтеца в балете-симфонии «Пушкин» на сцене прославленного Мариинского, (а в то время Кировского) театра. Композитором был А.П. Петров, хореографическая постановка балетмейстеров Н. Касаткиной и В. Василёва. А я читал стихи. Это было сложнейшее новаторское произведение, где необычайным образом переплелись искусство балета, хоровая музыка и пушкинская поэзия. Спектакль шёл девять сезонов и имел большой успех.


                                        

С Польши начались мои многочисленные зарубежные гастроли – ГДР, Монголия, Чехословакия, Финляндия. Вместе с моей супругой, артисткой Ленконцерта, Верой Волостных участвовали в праздновании 200-летия А.С. Пушкина в Королевском замке Варшавы. За это президент Польши А. Квасневский наградил меня «Кавалерским крестом за Заслуги Республики Польша».


                                        С.А. Новожилов и В. Волостных

                                                      На фото: С.Новожилов, В.Волостных


На Кипре я вёл программу и читал стихи на греческом языке, в Шанхае читал В. Маяковского на русском, но о Китае. В Париже прозвучал Пушкин (сольный вечер с участием моей супруги Веры Волостных) в 2003 году и там же, через год мы выступали там же с программой посвящённой Дню Победы. В Праге 23 февраля 2005 года после исполнения нашей военной программы я был награждён медалью «Борцам за Свободу», которую получил из рук дочери президента Людвига Свободы в помещении штаба чешской армии.


Всё это было захватывающе, очень интересно!


- Есть ли современные поэты, произведения которых хочется читать?

- Есть два поэта в нашем городе, которых я очень люблю – Александр Кушнер и Глеб Горбовский.
Вот у них поэзия настоящая, хотя они так не похожи друг на друга. Я с ними обоими хорошо знаком и стараюсь не пропускать ни одной публикации их стихов.


Недавно, кстати, приезжал Е.Евтушенко из США, гостил тут, но уже снова вернулся обратно. Евгений живет в Оклахоме, в маленьком университетском городке Талас. Он преподает русский язык и литературу, а также историю кино в колледже. Вот его произведения я могу читать и сейчас.


Но кроме них… Я как-то даже перестал верить в то, что может появиться сейчас что-то стоящее. Даже, судя по тому как хиреет наш жанр… Наша дирекция запретила устраивать открытые кассовые вечера поэзии – только с музыкой. Так что теперь мы выступаем с музыкальными произведениями. Чтобы всё было сдобрено музыкой.


А раньше в том же музее Достоевского, я читал А. Платонова, И. Бабеля, когда Д.Н. Журавлёв был моим режиссёром. А Пушкинские вечера? Были аншлаги! И других чтецов я с удовольствием слушал сам.


Сейчас спрос на поэзию, мне кажется, из-за такого вторжения масскультуры в души, во все поры, в глаза с самого рождения ребёнка не велик… Моя жена, Вера Васильевна, была у подруги в Сан-Франциско, так там наоборот всё. Среди тех, с кем общалась моя супруга, организовался клуб по интересам в гараже, оборудованном под просмотровый зал. Так вот там слушают оперу! Новейшие трансляции «Метрополитен-опера». Живут этим! Устраивают дискуссии!


У нас тоже это все есть, но в значительно меньшей степени. Та публика, которая ходила на Мравинского или Рихтера, публика нищает – не на что купить билет. В лучшем случае на верхний ярус! А тексты, которые сейчас звучат в песнях! Это же ужас...


Для меня всегда было упоением, и читать, и слушать художественное слово – это звучало как музыка. Но, будем надеяться на то, что переменится эта ситуация. Время покажет.

- Скажите, чем Вы живёте сейчас? На что тратите свои силы?

- В настоящее время меня часто приглашают вести различные городские мероприятия. Это
праздничные концерты и торжественные церемонии, посвящённые памятным датам, где я не только веду программы, но и читаю стихи моих любимых поэтов.


Вот как раз на днях, мой голос предварял инаугурацию нового губернатора Санкт-Петербурга, Георгия Полтавченко, в Мариинском дворце.


Моя востребованность, которая даёт мне и моим коллегам силы жить и работать, в значительной степени зависит от тех людей, которые руководят городом, нашими районами, муниципальными образованиями. Потому что именно они, как говорят, «заказывают музыку» и их вкус, их культура определяет спрос на таких артистов, как ваш покорный слуга. Поэтому с большой теплотой и благодарностью я вспоминаю сотрудничество с руководством родного Центрального района, Петродворцового, Курортного и Приморского районов, с руководством Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга. Участие в мероприятиях, организованных ими, я считаю большой честью.

______________________________________

* — Анатолий Сергеевич Шаг-Новожилов (21 ноября 1910 года, Финляндия — 18 мая 2007 года, Россия), советский и российский артист-иллюзионист, режиссёр, изобретатель оригинальных иллюзионных трюков, видный деятель циркового искусства. Заслуженный артист Белоруссии, Заслуженный деятель искусств России.


Шаг-Новожилов не только создавал цирковые аттракционы и спектакли, но и придумывал трюки для театральных постановок и кинофильмов. Трюки, использованные в фильме Марка Захарова «Формула любви» — авторские трюки Анатолия Шаг-Новожилова. Им же, по просьбе Бориса Покровского были придуманы визуальные эффекты для спектакля «Руслан и Людмила». Ни один трюк, выдуманный знаменитым иллюзионистом, не повторялся.

 


                                                                                                                                        Сергачёва Юлия

< Предыдущее интервью К списку интервью Следующее интервью >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino