Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Наши жители

Художник

Гасюн Дарья

Если взглянуть на профессию дизайнера через призму высказывания «красота спасет мир», то можно предположить, что дизайнеру в современном мире отведена далеко не последняя роль среди создателей красоты.  Основная функция дизайнера –  создание красоты для ежедневного пользования. Именно он призван обществом привносить эстетизм в мир потребления. Нет ни одной сферы производства товара или услуг, где не требуется умение и опыт дизайнера, которое сделает привлекательным книгу, игрушку, платье, интерьер и все, на что наталкивается взгляд человека с самого его нежного возраста до самой глубокой старости.

Дарья Гасюн – дизайнер-график, в 2000 году окончила Санкт-Петербургскую Государственную художественно-промышленную академию им. А.Л. Штиглица (бывшее Мухинское училище), кафедру графического дизайна. Два года спустя стала членом Союза художников. С 2004 года Дарья преподаёт графический дизайн в своей alma mater. Её работы неоднократно представлялись на многочисленных выставках в России и за рубежом. Среди её основных занятий помимо преподавания – книжная и интерьерная графика, графический дизайн, фотография, роспись по ткани. 

В основном мы говорили с Дарьей о преподавании, дающем возможность увидеть некий срез творческих и социальных процессов, происходящих в обществе.

- Моё возвращение в академию им. А.Л. Штиглица в качестве преподавателя, по большому счёту, довольно случайно. Предложение преподавать на той же кафедре, где я училась и защищала диплом, хоть и было неожиданным, но в значительной мере совпадало с моим желанием сохранять связи с той творческой средой, которая для меня единственно приемлемая и комфортная. Потому что до поступления в академию я закончила среднюю художественную школу, потом подготовительные курсы перед поступлением, а дальше, в течение 5 лет обучалась на кафедре графического дизайна. Конечно, возвращение в те же стены, но уже в ином качестве, общение с «моими» же преподавателями, но уже, как с коллегами – ко всему этому поначалу приходилось привыкать. Что уж тут говорить про само преподавание? Это, возможно, банально прозвучит, но общение со студентами, то есть общение «преподаватель-студент» требует большой ответственности. В общем, преподаватель, наверное, начинается с того «домашнего задания», которое сам себе задает – нужно систематизировать свой опыт, свои навыки и придумать, как об этом рассказать понятно и нескучно. И так ведь не только перед первым занятием, но в дальнейшем.


- Кто приходит сегодня к вам учиться, к чему стремятся эти молодые люди? Какова она, сегодняшняя молодёжь?


На первый курс приходят разные студенты. Во-первых, все они разные люди и по привычкам, и по  характерам. Они из разных городов. Во-вторых, у всех разный профессиональный опыт (хотя, термин «профессиональный» в большой степени в  кавычках, скорее). В-третьих, каждый студент воспринимает слова преподавателя, обращенные к группе, по-своему. И это каждое «по-своему» становится очевидным не сразу, а лишь при выполнении задания, некоторые из которых студенты выполняют в течение нескольких недель или даже месяцев. Так что процесс взаимодействия – довольно кропотливое занятие.


Конечно, студенты сегодня отличаются от студентов 5 и 10 лет назад. Наверное, как любое следующее поколение оно отличается от предыдущего, у которого всегда найдется миллион причин поворчать и сказать: «А вооот мы в наше время…» и тому подобное. Они не хуже нас и не лучше в целом. В чем-то, конечно они могут проигрывать, а в чем-то, наоборот, опережать. Но, мне кажется, все же, это скорее вопрос отдельно взятого человека, его личности. Если говорить о профессии, то им значительно легче с технической точки зрения. Компьютер, который нам и не снился, теперь стал почти всем доступен. Поэтому то, что у нас занимало не часы, а дни работы теперь может быть сделано несравненно быстрее и качественнее. И это плюс. Минус в том, что теперь им стало труднее овладевать навыкам работы с материалом, с цветом, потому что нет необходимости делать это своими руками. Притупляется даже сложившееся ощущение фактуры предмета, с которым человек работает. Что говорить про того, у кого этого опыта практически нет?


Другое ежедневное испытание, которое больше заметно старшим, - работа с информацией. Интернет – не только необъятная кладезь данных, но и в определенном смысле и свалка. Можно найти если не все, то несравнимо большее, чем еще несколько лет назад. А дальше возникает едва ли не самая острая проблема работы с информацией – выбор. Это не значит, что проблема неразрешимая, но заметно влияющая на обучение. Ведь ни один человек не может ничему научить другого – только показать то, что умеет сам, другой же может либо учиться, либо нет. Так что опять упираемся в «роль личности». И для кого-то новые технологии – инструмент в учении, для кого-то – уловка.


Что их действительно заметно отличает от нас – иная степень социализации. Они, как правило, живее и быстрее откликаются на социально значимые явления и запросы общества. Каждый год несколько дипломов посвящены таким темам: экология, защита детства, создание систем ориентации и обозначений в спальных районах и т.д.


- Вы можете рассказать об этом чуть подробнее рассказать?


- Я веду курс плаката. Сама суть этого направления в искусстве предполагает обращение к наиболее актуальным темам. Ведь плакат включает в себя многое: от театральной афиши до воззвания «Ты записался добровольцем?». Современный мир, несмотря на постоянно возникающие попытки в каких-то сферах деятельности или в каких-то странах ограничить публичность информации, все же становится более открытым. Взять ту же недавнюю катастрофу на АЭС в Японии. Лет 20 назад такой поток информации о катастрофе такого масштаба предположить трудно. А в ответ на эту информацию – отклик всего мирового сообщества. Так что острых и важных тем предостаточно. Плакат – средство отклика или привлечения внимания. Но сделать его надо ярко и лаконично так, чтобы все работало на заданную тему – композиция, сочетание цветов, знаки, краткий текст. Такая работа заставляет студентов напрягать не только мозги, но и по-своему вовлекает их в мир с его сложностями и радостями. Они ищут свои «ходы», символы, создают что-то совсем свое. Конечно, не все, но многие, те, кому это интересно. И ведь интерес при работе над одной и той же темой у каждого свой. 


Например, когда надо было делать плакат об острой потребности в донорской крови для больных детей, то дело не ограничилось только плакатом. 


- То есть, вы хотите сказать, что студенты не только подготовили графические призывы к донорству, но и тут же отправились на донорский пункт?


- В этом году мы делали плакаты для фонда, собирающего пожертвования для детей больных раком. То есть студенты получили настоящее техническое задание, с описанием темы, сроками. Получилась настоящая производственная практика. Столкнувшись с такой проблемой, как сбор крови для больных детей и задачей сделать плакат. Оказались в непростой ситуации. В основном у нас учатся девушки. Сама тема мать-дитя-болезнь предопределила ответственное отношение к поиску решения. Во-первых, такт, во-вторых, действенность призыва, в-третьих, невозможность допущения иного толкования. При этом все вопросы творческого осознания темы и реализации замысла должны быть решены. А в результате - не только плакаты, но и сдача своей же крови на донорском пункте. 


Меня очень радуют такие поступки молодых людей. Одно дело, когда ты человек семейный, у которого есть свои дети,  когда ты взрослый, опытный и даже мудрый, а другое – когда ты молод, свободен и имеешь больше шансов наслаждаться беззаботностью. Так что их социальная вовлеченность, иногда даже ориентированность на социально важные темы вызывает уважение. То же могу сказать относительно экологии. Они больше, чем старшие готовы поступать иначе и вернее. Скажем, многие из них продумывают упаковку для продуктов питания, или призывы для раздельного сбора мусора или использования предметов, которые не будут загрязнять окружающую среду. И это не только их призыв или работа над темой. Они сами готовы так поступать в своей жизни. Они готовы к новым правилам. Они готовы, например, участвовать в добровольных акциях по очистке садов и парков.


- То есть если их пригласить на субботник…?


- … они пойдут.


- А были примеры?


- В мае этого года в Петербурге проводилась акция аналогичная тем, что проводятся уже несколько лет в странах Балтии по уборке территории. Называлась она «500 уборок в один день». И многие молодые люди приходили в парки и скверы, где их ждали организаторы акции, получали перчатки, мусорные мешки и собирали мусор оставленный другими жителями и гостями нашего города. Это значит, что им не все равно, как выглядит город, в котором они живут. И это при том, что многие студенты приехали учиться в Петербург из других городов. Это в продолжение темы социальной ответственности.


Я думаю, что молодые люди имеют все шансы разбираться и разобраться во многом. И путь познания, поиска и осознания своего места в мире хоть и непростой, как и у любого поколения, но у них, наверное, чуть более интересный, чем у их предшественников. Они хотят достойно жить, и это очень важно. Потому что человек, который хочет жить достойно, не будет пачкать стены своего дома и чужого. И у меня есть совершенно отчётливое впечатление, что люди постепенно меняются в сторону повышения своей социальной ответственности. Есть желание получить не только образование, но и интересную работу, получать не только деньги, но и творческое удовлетворение.


Очень хочется, чтобы страна не потеряла свою молодёжь. Это умные, хорошие дети. И очень важно, чтобы их возможности получения образования расширялись.



                                                                                                                                      Сергачёва Юлия

< Предыдущее интервью К списку интервью Следующее интервью >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino