Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Наши жители

Певица

Нелли Ли

Нам представился случай познакомиться с замечательным человеком,  хрупкой женщиной, отдавшей всю свою жизнь искусству пения. Нелли Ли – Заслуженный деятель искусств Российской Федерации в настоящее время обучает молодых людей, пожелавших связать свою жизнь с музыкой, вокальному мастерству при благотворительном фонде им. П.И.Чайковского в Санкт-Петербурге. Её жизнь наполнена разнообразными событиями, яркими именами, моментами принятия непростых решений, счастливыми и радостными мгновениями. Её искусство получило мировое признание, доказательством чему стали многочисленные международные ордена и отличия: с 1992 года её имя внесено в международную энциклопедию «Кто есть кто в музыке» (Кембридж, Англия), в 1993 году ей был вручён Международный почётный орден «За служение музыке», она удостоена отличия Американского биографического центра «За достижение всей жизни», Министерство Франции наградило Нелли Ли званием «Кавалер Ордена искусств» за пропаганду французской музыки.
Нелли Петровна поделилась с нами своими воспоминаниями о своей жизни, начале её творческого пути, о жизни в Санкт-Петербурге.


- Родители моей мамы были потомками двух знатных родов: бабушка из княжеского рода, называли их «янгбани», а мой дедушка потомок императорской династии, которая правила в Корее с 1395 года. Встретились и познакомились они здесь, в России. В 1917 году на свет появилась моя мама. Будучи уже взрослой, она получила высшее медицинское образование и стала, соответственно, врачом.



Папа мой был старше её на десять лет. Он был красавец, кавалерист, состоял в партии.

В возрасте девяти лет я вместе с ними отправилась на Сахалин, где в тот момент была потребность в различных специалистах, этнических корейцах, для работы с местным населением*. Добирались мы туда из Узбекистана очень долго – три месяца. Ехали поездами, плыли на пароходе из Владивостока через пролив – очень хорошо помню, как мы проплывали мимо японских остовов. Мне всё это, как маленькому ребёнку, было очень интересно.

На Сахалине я окончила десятилетнюю общеобразовательную школу. В школе всегда пела, всегда запевала в хоре. Тяга к музыке была очень большой, но мои родители не имели никаких средств, чтобы каким-то образом оплачивать занятия.



Помогли мне наши преподаватели в школе. Это была пара – муж с женой. Он играл на аккордеоне, а она была певицей. Оба окончили консерваторию. Вот они привили любовь к музыке, наверное, всему классу. Помню, что они научили меня петь «Серебристый вальс», муз. Торошинского, песни Дунаевского.



В итоге, в тайне я мечтала учиться музыке, а с другой стороны хотела быть врачом, полагая, что музыка – это моя несбыточная мечта. Мама настаивала на  том, чтобы я пошла по её стопам и многому меня обучила. Я бы так и поступила, если бы не случай.



Там же, где проживала на тот момент наша семья, в Южно-Сахалинске, жила моя двоюродная сестра и её муж, который преподавал в музыкальной школе уроки игры на скрипке. Он знал о моей тайной страсти к пению и о большом желании заниматься этим искусством. И вот однажды, не сказав ни единого слова никому, он пришёл к нам домой и принёс для меня билет в Ленинград. Как же я обрадовалась, но и испугалась одновременно! Одна? В Ленинград? У меня было время подумать, но дядя посоветовал мне испытать судьбу. И я решилась.


Я поступила в музыкальное училище им. Н.А. Римского-Корсакова сразу, в класс заведующей вокальным отделением Екатерины Павловны Андреевой, ученицы Софьи Владимировны Акимовой – ей понравилась моя музыкальность. Она и её муж, Ершов Иван Васильевич, имели мировую известность и прославились многими партиями в русских и зарубежных операх, особенно в операх Вагнера. Они оба были солистами Мариинского театра и настоящим его украшением.


Поступление в училище стало для  меня невероятной радостью, настоящим счастьем, в которое я долго не могла поверить. Ничего вокруг, никакой реальной жизни не существовало! Я поступила не где-то, а в самом сердце страны! Почему-то мне казалось, что Ленинград – это город-чудо, что он лучше, чем Москва. И до сих пор так считаю, хотя он сильно изменился и его ритм стал значительно более скорым.



Мои успехи поначалу были довольно скромными. Я ничего не понимала, не могла поймать нужных ощущений. Я даже решила бросить училище на втором курсе после экзаменов, на котором спела всего на три с плюсом. Я посчитала, что неспособна к пению и решила поступить, как собиралась когда-то, в медицинское училище. Но, когда перестала посещать занятия, вдруг получила записку от Екатерины Павловны Андреевой: «Не валяйте дурака! Срочно в класс!» Я вернулась. Разумеется, выслушала от своего учителя все положенные мне упрёки и приступила к занятиям. И вдруг всё стало получаться, я поняла, что мне необходимо делать, чтобы петь.



Училище я закончила с отличием. И сразу поступила в консерваторию одной из лучших. А таких было всего два человека – тенор Валерий Смирнов и я.

Мои учителя, и Екатерина Павловна Андреева, и Софья Владимировна Акимова, внимательнейшим образом следили за тем, к кому я поступлю на обучение в консерватории. Я очень долго выбирала себе учителя, среди тех профессоров, которые работали в консерватории и были учениками  Акимовой Софьи Владимировны. По душе мне была Лаврова Татьяна Николаевна. Очень интеллигентная и доброжелательная. Продолжить своё обучение я захотела именно у неё.



Жить было трудно, денег всегда не хватало, и я решила зарабатывать пением. Разумеется, я спросила разрешения у своего преподавателя, и Татьяна Николаевна не запретила, и, напротив, сказала, что концертная деятельность мне даже поможет стать более раскованной, я смогу преодолеть страх перед сценой, что мой артистический и исполнительский опыт вырастут. В результате, всё это было именно так. Я начала свою концертную деятельность еще в годы учёбы в консерватории и выступала с известнейшими композиторами: Сергеем Слонимским, Михаилом Феркельманом, Юрием Фаликом, Дмитрием Толстым (сыном знаменитого писателя), Давидом Прицнером. С ними я продолжила свои выступления и по окончании своего обучения и объездила весь Советский Союз – от Петербурга до Красноярска, Мурманска, Северодвинска, до Сибири, была в столицах всех союзных республик, очень часто выступала в Прибалтике, в Киеве и, конечно же, в Петербурге.



Но прежде мне пришлось пройти различные испытания. Одним из таких стал для меня петербургский климат. Именно он очень многих студентов возвращал домой, не давая продолжить учёбу. Но те, кто смог справиться с его коварством, выходил из этой ситуации с честью. Я часто болела, и на четвёртом курсе перенесла тяжелое заболевание, из-за которого пришлось брать академический отпуск. А потом всё это прекратилось. Я выработала свой иммунитет к дождливой погоде, мрачному небу, низким температурам.

С достоинством и весьма успешно я окончила консерваторию. И так получилось, что я одна была рекомендована в аспирантуру. Но, увы, в силу некоторых обстоятельств, мне не удалось занять то, единственное, место, которое было на тот момент. Я готовилась отправиться по распределению в Кисловодск, а покидать мой любимый Ленинград не хотелось.



И на этот раз судьба распорядилась таким образом, что я осталась преподавать в родном музыкальном училище им. Н.А. Римского-Корсакова, а позже и в консерватории, где я и проработала двадцать лет. И теперь с полной ответственностью я могу сказать, что представляю собой лицо Ленинграда, а ныне Санкт-Петербурга.




Не могу промолчать о том, что к моему глубочайшему сожалению, от той консерватории, в которой когда-то преподавали мои великие учителя, где нам прививали настоящую, истинную любовь к музыке, не осталось и следа. Мы воспитывались в творческой атмосфере, которая притягивала людей в эти стены. Там хотелось находиться бесконечно. Профессорско-преподавательский состав всех отделов – и нашего вокального, и инструментального, и всех остальных, - все наши педагоги были влюблены в своё дело, их слова и действия были пропитаны любовью к музыке и мы сами с радостью перенимали это от них.


Ничего подобного я не могу сказать о сегодняшнем дне. Заходить в стены консерватории не хочется. Она погрязла в финансовых дрязгах и сейчас атмосфера внутри этого заведения, не имеет к музыке ни малейшего отношения.


Наша консерватория была большой гордостью, мы воспитывали настоящих служителей музыки. Мы готовили кадры для театров Москвы, для других культурных городов. Я была свидетелем роста и развития Е.Образцовой, В.Атлантова, Е. Нестеренко, Селезнёва и  многих других звёзд. Наши преподаватели были людьми совершенно склада. Мы учились у них этикету, уважению друг к другу, субординации, недопустимы были никакие нелицеприятные отношения между студентами и профессорами. Мне очень тяжело говорить об этом. Какие-то бесконечные суды, смены ректоров… На кого опираться несчастным студентам? Очень всё это печально. И я искренне надеюсь, что эта ситуация когда-нибудь изменится к лучшему.


После окончания консерватории начался мой творческо-педагогический период жизни в Ленинграде.

Я была строго академической певицей и поначалу исполняла только классику: Моцарта, Баха, Шуберта, Шумана, Даргомыжского, Н.А. Римского-Корсакова и других. Но еще со времён обучения в музыкальном училище, я интересовалась современной вокальной музыкой, была знакома с молодыми ленинградскими композиторами. Но серьёзное внимание я уделила ей только в зрелом возрасте. И прославилась как исполнитель современной музыки. Волею судьбы, в течение десяти лет я была солисткой «Ансамбля солистов оркестра Государственного Академического Большого Театра» СССР под управлением главного дирижера Большого Театра Лазарева А.Н.

Во всех сферах искусства в тот период  появились неординарные авторы. Это был очень непростой, но вместе с тем интереснейший отрезок времени. В музыке это были А.Шнитке, Э.Денисов, С. Губайдуллина, Т. Монсурян и другие. Я выступала со всеми этими композиторами, исполняя их произведения. Это было поколение авторов, которые говорили о жизни в стране каждый своим языком, осторожно, но открыто, без злобы, без осуждения. Разумеется, всем нам было нелегко. Многие находились под присмотром и наблюдением. Были люди, которых я знала в силу своей профессии, которые провели в заключении много лет своей жизни. Всё это казалось страшным.

Был у меня, например, один из поклонников, Соломон Давидович Цирель-Спринцсон. Невероятной честности человек, интеллигентный, очень красивый. Геолог, писатель и комментатор, он попал в лагерь по расстрельной статье и чудом каким-то выжил. Он считает, что его судьбу монахиня, что служила в одном из монастырей, вымолила.

И, тем не менее, я часто вспоминаю то время, когда мы были вместе – композиторы писали прекрасную музыку, а мы, исполнители, служили им верой и правдой и были их единомышленниками. Несмотря на испытания, которые достались всем и каждому, мы оставались сами собою. Мы не занимались низкопоклонством, не были ничьими угодниками. Мы жили полной жизнью, мы творили.

Большим событием в моей жизни стало участие в ежегодном музыкальном фестивале «Декабрьские вечера», организованном великим пианистом Святославом Рихтером. Мною были спеты сольные концерты, опера «Поворот винта» Б. Бриттена в постановке С. Рихтера, я исполняла кантаты И. Баха с камерным оркестром.


Я часто выезжала на гастроли за рубеж. Помимо исполнения камерно-концертной музыки мною были исполнены партии в операх: «Травиата» Верди, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Иоланта», была «Манон» Масне, которую я пела в Южной Корее в постановке французских режиссёра и художника. За эту работу я получила звание «Кавалера ордена искусств» Франции. Кстати, я много гастролировала во Франции и, естественно, пела и французскую музыку.


В 1988 году Южная Корея пригласила меня и Людмилу Нам, солистку Большого Театра, на гастроли в рамках культурной программы Олимпийских Игр. И вот там я задержалась на десять лет – меня пригласили быть профессором Национальной консерватории в Сеуле. Каждые каникулы я возвращалась в Ленинград и в Москву, где я давала сольные концерты.


Итак, моя официальная сольная карьера продолжалась в течение 45 лет. А потом я решила остановиться и заниматься только педагогикой, которую я не бросала даже в самые активные годы своей творческой деятельности и сейчас я чувствую себя не новичком, а опытным педагогом  большим стажем. Многие из моих учеников заслужили высокие звания, она выступают на самых знаменитых сценах. Вот некоторые имена: народная артистка России, солистка Красноярской оперы Лариса Мерзоева, Заслуженная артистка России Светлана Сумачёва, лауреат Всесоюзного конкурса Марина Смирнова, известная исполнительница старинной барочной музыки Марина Филиппова, лауреат международного конкурса им. Чайковского Виктория Евдотьева, солистка Веймарской оперы, лауреат международных конкурсов Маргарита Гришкова, лауреат медународных конкурсов, солистка оперы г.Дрезден Елена Горшунова.


На сегодняшний день у меня большая общественная нагрузка. Я член правления Союза концертных деятелей  Санкт-Петербурга, я работаю в благотворительном фонде им. Чайковского, вхожу в комитет Корейской культурно-национальной Автономии Санкт-Петербурга. Но основной своей деятельностью я считаю обучение подрастающего поколения певцов.

Я очень радуюсь их успехам и счастлива тем, что за мной остаётся моё продолжение.



* - В 1955 году остров Сахалин полностью перешёл во владение Советского Союза. Японцы, которые захватили во время войны часть территории острова, были депортированы, а корейцам предоставили право выбора – оставаться в нашей стране или ехать в Японию. Почти все корейцы остались на Сахалине, им дали вид на жительство, но не разрешили перемещаться на материк.
Война за господство Японии в Северо-Восточном Китае и Корее началась в 1904 году. 
Япония полностью завоевала мирную Корею в 1910 году и находилась там до 1945 года. Были разрушены все исторические и культурные памятники Кореи. Многие корейцы вынуждены были бежать из страны, и ближайшей страной, где можно было укрыться от японской интервенции, оказалась, конечно же, Россия. Разрешение корейцам на поселение в Приморском и Хабаровском крае дал император Николай II.



                                                                                                                                       Сергачёва Юлия

< Предыдущее интервью К списку интервью Следующее интервью >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino