Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Наши жители

Учитель

Ефимов Дмитрий Георгиевич

Все началось, как обычно: «Здравствуйте, вас беспокоят из муниципального совета…», а закончилось знакомством с целой гимназией. Образовательным учреждением, которое занимает прекрасное здание на ул. Восстания, 8,  уже четвертый год руководит Дмитрий Георгиевич Ефимов. Молодой энергичный директор гимназии № 209 (история ее предшественников начинается во времена правления императора Павла I) стал победителем в конкурсе «Лучший руководитель образовательного учреждения Санкт-Петербурга» в 2010 году. 

- Дмитрий Георгиевич, начнем с традиционного для нашего проекта вопроса: вы коренной житель Санкт-Петербурга?

- Да, коренной. (Кстати, я родился неподалеку от нашей гимназии, в Снегиревском роддоме на улице Маяковского). Мама была служащей на заводе «Буревестник», а отец –  рабочим на заводе «Северный пресс». Прапрадед по линии отца перебрался в Санкт-Петербург из Костромской губернии в середине ХIХ века.


- Откуда появилась любовь к истории?

- Это был любимый предмет в школе. Постепенно интерес к нему оттеснил все остальные науки на второй план, и я решил поступать в РГПУ имени А.И. Герцена на факультет социальных наук. Поступил. Основным направлением выбрал историю. Окончив педагогический университет, стал преподавателем в Физико-математическом лицее № 239, а пятью годами позже – и заместителем директора по воспитательной работе. Спустя 10 лет перешел на службу в Комитет по образованию Санкт-Петербурга, потом принял приглашение на должность директора 209-й гимназии.


- О будущей профессии многие задумываются уже в детстве, но сложно представить, чтобы какой-то ребенок мечтал стать директором школы…

- Разумеется, такой мечты у меня не было. Но был момент, который запомнился на всю жизнь. Такое воспоминание-совпадение. Однажды (мне было лет шесть) я ехал со своим дедом Василием Васильевичем Ефимовым в трамвае и с любопытством смотрел в окно. Со стороны переулка Ульяны Громовой нам вдруг стало хорошо видно огромное красивое здание. Дед сказал, что это его школа, в ней он учился до Великой Отечественной войны. В этом самом здании мы с вами сейчас и находимся. Тот эпизод врезался в память. Когда я получил предложение стать директором, вспомнил о нем.


- В школу со славным, богатым прошлым привело вас увлечение историей. Интересна ли сейчас детям эта наука?

- Отношение разное. К сожалению, современные дети не всегда стремятся знать историю в том объеме, в котором когда-то её изучали их предшественники, не так личностно переживают многие исторические события. И это несмотря на то, что сейчас возможности средств массовой информации, печатных изданий, информационных технологий огромны. А ведь история – наука многогранная и весьма интересная: это жизнь и труды многих поколений, это выдающиеся личности, это события, порой грандиозные, которые приводили к глобальным изменениям уклада страны и жизни каждого отдельно взятого человека.


Далеко ходить не нужно: наша гимназия располагается в здании, которое, как вы уже сказали, интересно собственной, довольно долгой историей. Это настоящее сокровище для мыслящего человека. Эти коридоры, по которым сегодня ходят ребята и лестница помнят шаги двух императоров – Николая I и Александра II… Мы провели колоссальную работу, чтобы собрать воедино всё, что известно о предшественниках гимназии, и, изучая историю наших стен, узнали немало интересного о России XVIII–XX веков, в частности всесторонне рассмотрели деятельность основателя Павловского женского института (для этого учебного заведения и было построено наше здание) российского императора Павла I.


Его имя у многих ассоциируется лишь с муштрой и плац-парадами. Между тем за недолгое царствование император проявил себя как реформатор в самых разных сферах. Он значительно облегчил жизнь крепостных крестьян: отменил хлебную подать, запретил барщину более трех дней в неделю и по воскресеньям, а также продажу порознь крепостных из одной семьи. Павел I улучшил быт солдат и сократил сроки их службы, усилил строевое обучение войск, ввел награждение солдат орденами, учредил Военно-медицинскую академию. Если говорить о православной церкви, именно благодаря его стараниям прекратились гонения на старообрядцев, было принято единоверие. 


О заслугах императора Павла Петровича можно рассказывать очень долго. Для гимназии он интересен прежде всего тем, что основал детский приют, ставший впоследствии Павловским женским институтом, располагавшимся в нашем здании до революции 1917 г. Чем руководствовался Павел I, открывая приют? Очевидно, желанием устроить судьбы детей солдат и офицеров, погибших за Отечество в русско-шведскую войну 1788-1791 годов, дать сиротам кров и необходимое воспитание, чувством личной ответственности за их будущее.
С 1794-го по 1796 год учебное заведение находилось в Гатчине. В 1796 году оно получило статус Военно-сиротского дома и было переведено в Санкт-Петербург, где разместилось в Итальянском дворце на Фонтанке. Женское отделение Дома называли Девичьим училищем. В 1829 году по указу Николая I оно стало именоваться  Павловским женским институтом в честь государя-основателя.  


Здание, в котором мы сейчас находимся, институт получил в 1851 году. Николай I сам участвовал в его проектировании. Напомню, он был прекрасным инженером и лично рассматривал проекты всех казенных сооружений…


Разве не увлекательна наша история?! А ведь это только начало, и в кратком изложении.


- Дмитрий Георгиевич, что, на ваш взгляд, сегодня возможно сделать так, чтобы к такому нашему богатейшему наследию у подрастающего поколения появился интерес?  

- Если говорить конкретно о нас, в январе 2009 года мы начали проект «Гимназия имени императора Павла I». Полагаю, возвращение нынешнему образовательному учреждению имени основателя его первого предшественника поспособствует пробуждению у учащихся интереса к истории, литературе, культуре как России в целом, так и родного города.  

 
В том же 2009 году в рамках реализации этой идеи мы провели конференцию, посвященную 255-й годовщине со дня рождения императора Павла I и 250-й - со дня рождения императрицы Марии Федоровны. В ней участвовали наши дети, учащиеся гимназии № 157 имени принцессы Е.М. Ольденбургской, школ № 163 (что размещается в здании Мариинского института) и № 169. Гостями конференции стали представители православного духовенства, исторической науки, педагогической общественности. 


7 декабря 2009 года произошло еще одно знаменательное событие: нашу гимназию посетил князь Димитрий Романович Романов (прапраправнук Павла I). Оказалось, он узнал о прошедшей конференции и заинтересовался нами. Естественно, это было очень увлекательно и по-своему грандиозно.


В 2010-м и 2011 годах прошли уже традиционные Павловские ученические чтения.
1 марта 2011 года состоялась встреча гимназистов с официальным представителем Дома Романовых в России Иваном Сергеевичем Арцишевским.


- Как дети восприняли проект?

- По-разному. Скептическое отношение есть, и даже у некоторых преподавателей. Но, к счастью, немало ребят, родителей, учителей, кому все это нужно. На них и ориентируемся. Для таких будем стараться. Впрочем, спросите у них самих.


…С тремя учениками гимназии мы встретились в конференц-зале, где у стены стояли новые, пахнущие свежей краской портреты императора Павла I и императрицы Марии Федоровны, немало потрудившейся ради воспитанниц Девичьего училища – Павловского института.
Владислав Лебедев, Максим Турков и Сергей Заботин уже успели заявить о себе инициативностью и целеустремленностью. Они выпускники – после прощания со школой каждому предстоит выбрать дальнейший путь. 

Ребята с удовольствием отвечали на вопросы. 

- Зачем они вам, эти знания об истории вашей школы, вашего государства? Ведь это что-то прошедшее, то, в чем вы не сумеете принять никакого участия… 


Владислав:

- Сейчас идет обширный процесс глобализации. Интегрируются экономические и политические элементы, а также культурные. Все в мире стремится к «одинаковости», чтобы стать удобным для общего пользования. Поэтому знание истории своего государства нам поможет сохранить свою самобытность, оставит возможность укрепить национальные позиции.


Максим:

 - История – это наука, относящаяся к знаниям об обществе. Опираясь на факты прошлого, можно судить о делах современных. Это опыт предыдущих поколений, которым нам однажды придется воспользоваться.


Сергей:

- История - это некое связующее звено. Цивилизации развиваются циклично, и многие события повторяются из века в век. Зная, как некие события развивались когда-то, мы можем прогнозировать будущее.
- Как вы почувствовали вкус к этой науке?


Сергей:

- Случайно. У меня возникла потребность в новых знаниях благодаря компьютерной игре. Вдруг стала ощутима, например, бессмысленность войн.


Свое будущее ребята хотят связать с тем, что более всего их сейчас привлекает: кто-то решил изучать юриспруденцию, кто-то – учиться на сценариста (а возможно – и на режиссера!). Какое бы направление они ни избрали, нам, взрослым, стоит пожелать им терпения и сил для достижения своих вершин. И, разумеется, мы возлагаем на них свои надежды на достойное завтра нашей России.

К слову, юноши, вполне осознавая свою ответственность перед обществом, поспешили успокоить старшее поколение:

- Да не переживайте вы так! Мы не погрязли в анархии, у нас вполне достаточно задач, которые мы ставим перед собой, и в наших интересах жить в сильном государстве – все, что будет в наших силах, мы, безусловно, сделаем...


Последний вопрос, который был задан Дмитрию Георгиевичу по возвращении в его кабинет, – о патриотизме.

- Сложное это понятие на сегодняшний день. За долгий период неоднократного изменения жизненных устоев мы потеряли общий духовный стержень. К счастью государство, вновь возвращаемся к духовному и патриотическому воспитанию. Самое горячее участие в этом принимает Русская Православная Церковь (кстати, думаю, всем интересно будет узнать, что в Павловском институте училась игуменья Таисия, основательница Леушинского монастыря).
Мы надеемся, что в трудные минуты нашим воспитанникам вспомнятся советы и наставления учителей и, конечно, священнослужителей и известных людей, с которыми здесь, в гимназии, ребятам доводилось общаться. И что наши дети всегда будут помнить, что формами проявления патриотизма являются труд на благо Родины, глубокое осознание сопричастности к её судьбам, к её великой культуре и истории.



                                                                                                                                         Сергачёва Юлия

< Предыдущее интервью К списку интервью Следующее интервью >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino