Шатуновский Сергей Владимирович — официальный сайт Подписка В закладки Контакты
Афиша

Ноябрь - декабрь

Фестиваль «Японская осень»

Осеннюю мглу
Разбила и гонит прочь
Беседа друзей.

                                        Басё


И не только беседа – концерты, встречи, выставки живописи и фотографии, совместное пение (конкурсы караоке), вечера поэзии и мистические истории с куклами – согреют петербуржцев этой осенью стараниями наших японских друзей.

Два раза в год в Петербурге проходят организованные Обществом дружбы «Россия-Япония» в сотрудничестве с Генеральным консульством Японии в Санкт-Петербурге фестивали «Японская осень» и «Японская весна». Мероприятия проводятся при поддержке Комитета по внешним связям и Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга. Начало традиции было положено весной 2001 года, а осенний праздник впервые состоялся в 2004 году. С каждым годом растёт количество мероприятий, встреч, показов и выставок, наполняющих программу событий. 


Во время VIII Фестиваля осени жители нашего города могут посетить около 40 событий, организованных популяризаторами японской культуры и искусства, познакомиться как с такими явлениями традиционной японской культуры, как старинные танцы, икебана, чайная церемония, так и с современной поп-культурой –анимэ и кино. Некоторые мероприятия рассказывают об экономике Японии, интеллектуальном обмене между нашими странами, спорте и других областях современной жизни дружественного народа. Впервые будет показана выставочная экспозиция современной японской робототехники, состоится российско-японский конгресс по сельскому хозяйству.

«Нынешняя «Японская осень» пройдет под знаком 40-летия деятельности генерального консульства Японии в Петербурге и 50-летия общества «Россия-Япония», – сообщил генеральный консул Ичиро Кавабатана церемонии открытия 25 августа в киноцентре «Родина».– Эти даты не отмечались общественностью в связи с землетрясением в нашей стране, и поэтому о юбилеях вспомним в фестивальные дни».


«В связи с постигшей Японию 11 марта этого года фукусимской трагедией, принесшей многочисленные жертвы, мы будем выражать свою скорбь по погибшим, поддерживать тех, кто остался в живых в поражённом районе, и желать им скорее решить стоящие перед ними проблемы. Верю в то, что фестиваль будет символом нашей солидарности с соседями, попавшими в беду. Надеюсь, что японский народ сможет справиться со всеми трудными задачами» – сказал в своём приветственном слове Председатель Общества дружбы «Россия-Япония» в Санкт-Петербурге Виктор Викторович Рыбин.






Краткий экскурс в историю японского кинематографа


Всамом начале осени в киноцентре «Родина» прошло самое масштабное мероприятие фестиваля –демонстрация японского кино. «Выдающиеся японские кинорежиссёры – пионеры разных эпох». Шесть дней зрителинаблюдализаполувековым развитием японского кинематографа. Чтобы показать японскую историю, были выбраны не только известные картины, но и работы таких мастеров, которые не очень известны на западе и в России, а в японской культуре играют большую роль.


Первый день

Фильм-рекордсмен «Ураганный барабанщик»или «Человек, несущий с собой бурю»

Снят в 1957 году 
Режиссёр Умэцугу Иноуэ

Сюжет фильма стал постоянно повторяющимся в японском кино шаблоном, который долго не надоедал ни зрителям, ни режиссёрам. Умэцугу Иноуэ, автор фильма, снял ещё два ремейка на собственную картину. По той же схеме снята и половина других его лент: музыкальная комедия, действие которой происходит в  ночном клубе или на танцплощадке. Его герои – молодые люди, чаще всего музыканты в попытке найти себя и свое место в мире.

50-е годы стали вторым «золотым веком» японского кино. К этому времени в стране сформировалась «большая шестерка» ведущих японских кинокомпаний, страна вышла на первое место в мире по выпуску фильмов. Именно в 50-е годы мировой зритель узнал и полюбил японское кино. А начинается его история с началом ХХ века, когда были созданы первые видовые и игровые фильмы. Все фильмы того времени можно было разделить на две группы: те, сюжет которых был взят из театра кабуки (история самурая, жертвующего жизнью ради своего господина) или из кодан– исторических сказок (самурай мстит за смерть родителей). Традиции театра сильно повлияли на становление японского кинематографа: актёры играли в театральной манере, женские роли исполняли мужчины, ленты снимались с одной точки.Таким образом, в первых фильмах был заложен парадокс: новыми средствами они выражали старое содержание.

В 10-х годах XX века кино стало отходить от театра, для съемок привлекали актрис, появились титры. Первый золотой век японского кино наступил в 30-е годы. Впервые режиссёры проявили внимание к отдельной личности. Однако по-настоящему революционные изменения в традициях японского кино пришли только после второй мировой войны.

Режиссёр Иноуэ первым объединил приёмы и мотивы американского и японского кинематографа. Молодой режиссёрпривнёс в свои произведения голливудские приёмы – крупные планы, отражающие западное понимание человека как индивидуальной личности, пристальное внимание к деталям. Содержание фильма тоже удивительно эклектично. С одной стороны – это типичная для Голливуда история личного успеха, с другой – мотивация главного героя исключительно японская. Речь идёт о желании молодого музыканта завоевать уважение своей семьи, в частности, своей матери. И всё это – на фоне небывалого расцвета японского джаза, пришедшегосяна конец 50-х годов.Это было время джазового бума во всем мире. Япония не была исключением в этом смысле. Во всех залах днем и ночью звучала джазовая музыка, проводились специальные концерты и конкурсы. 

Главный герой фильма «Ураганный барабанщик»– молодой джазовый музыкант. В прообразах для героя недостатка не было – в 1952 году НобуоХара был создан джаз-оркестр «Шарпс энд Флэтс» (Диезы и бемоли), центральными фигурами японского джаза этого периода были пианистыЁсукеЯмашита с его группой и Макото Озоне, саксофонист СадаоВатанабе, пианист МасахикоСато, трубач Тору«Тигр»Окоши. Все они гастролировали по миру, в том числе и на родине джаза –в США.

Начинающий актер ЮдзироИсихара проснулся знаменитым после выхода фильма. Кумир женской аудитории, он прославился ролями в фильмах, изображающих молодежную культуру 1950-х годов, и стал выразителем так называемого «солнечного поколения» в период, когда погоня за наслаждениями была одной из форм молодежного бунта против традиционного общества. Синтез традиций японской и американской культур виден и в музыке фильма. В финале симфонический оркестр исполняет композицию с джазовыми вариациями и вариациями на тему национальных мелодий.


Второй день

«Горячие источники Акицу»

Снят в 1960 году
Режиссер Ёсисигэ Ёсида

Режиссер Ёсисигэ Ёсида, дебютировавший в 1960 году, считается одним из основателей «новой волны» в японском кинематографе. Фильм «Горячие источники Акицу» принадлежит к раннему периоду его творчества. Это фильм о страстной саморазрушительной любви. Он стоит в одном ряду с целой плеядой подобных произведений, ясно выразивших образ и дух японской женщины своего времени, будь то представительницы средних и низших слоев со своей яростной целеустремленностью, или же суровой и упорной красавицы из высшего сословия. Эти героини прекрасны, так как воплощают в себе все те достоинства, которых нет в их мужьях. 

Герой этого фильма – молодой интеллектуал, верящий, что поражение Японии во второй мировой войне явилось на самом деле освобождением. В суматохе и неустроенности первых послевоенных лет он теряет свои идеалы и становится рядовым обывателем. В противоположность ему героиня – простая молодая девушка, искренне страдавшая от поражения своей страны, а теперь мучающаяся оттого, что герой утратил все свои идеалы. Героиня фильма отдается несчастному юноше, но со временем его лживый характер порождает в ней отвращение такой силы, что она кончает жизнь самоубийством.

Финал одновременно неожиданный и предсказуемый – Синко совершает самоубийство одна. Неожиданным этот финал оказывается для японских зрителей, так как история «Горячего источника Акицу» хорошо им известна. Еще в литературе эпохи Эдо (1603-1867) возник этот сюжет – самоубийство влюбленных у горного горячего источника. Поэтому в финале все ожидают двойного самоубийства героев. Неожиданно то, что его совершает лишь героиня. Традиционная ситуация в новые времена разрешается иначе.Развязка в этом фильме имеет символическое значение, отражая суть основных перемен в послевоенной Японии. В японском кино безвольным мужчинам стали противопоставляться целеустремленные героини.


Третий день

«Красный платочек» 

Снят в 1964 году
режиссёра Тосио Масуда


У ТосиоМасуда,дебютировавшего в 1957 году в возрасте 27 лет в качестве режиссера и ставшего на тот момент самым молодым режиссером в истории японского кинематографа, были фильмы и посильнее, чем «Красный платочек».Но в этой программе мы имеем возможность познакомиться с фильмом,где в главной роли занят ЮдзироИсихара– уже известный нам «Барабанщик».
История «Красного платочка» проста. Этообычное, на первый взгляд, детективное расследование. Но фильм не зря вошёл в программу фестиваля, как один из революционных в стилистике японского кинематографа. Расследование происшествия в полицейском участке оказывается не просто желанием выявить истину, а способом восстановления своей чести и отмщения за смерть родителя. В «Красном платочке» ракурсы разнообразны и камера активна. Она движется за действующим лицом. В кадре большее внимание уделяется человеку, а не среде обитания,камера часто располагается не в стороне от героев, а над ними, провожает героев, предупреждает их действия.Таким образом, история в духе японского менталитета, снятая средствами американского кинематографа, встаёт в ряд примеров синтетического японского кино.


Четвёртый день

«Легенда о Нараяме»

Снят в 1983 году
Режиссёра Сёхэй Имамура

Знаменитая «Легенда о Нараяме» режиссёра Сёхэй Имамура, в 1983 году получившая золотую пальмовую ветвь фестиваля в Каннах. Это самый известный фильм в программе фестиваля. Но после фильма «Горячие источники Акицу» это, ставшее уже классическим, произведение смотрится совершенно с другой стороны – как следующая история об одной сильной женщине и множестве слабых мужчин. Героиня фильма, старая Одри, сильнее и твёрже своего давно ушедшего мужа, своего доброго старшего сына, сумасшедшего младшего и даже молодого буйного внука. Она сильнее своего соседа-ровесника, которого в тот же день, что и её, несёт к Нараяме его сын. Но сила эта не мешает ей быть доброй, любить своих близких и помогать им. А доброта – не мешает ненавидеть тех, кого она считает ворами и предателями. 

Как любое классическое произведение, пересмотренное заново, «Легенда о Нараяме» открывает всё новые и новые повороты своего сюжета. Сегодня, когда каждому зрителю хорошо известна история, рассказанная в фильме, мы можем проникнуть вглубь и увидеть следующий слой. Гора смерти – это единственное место среди жизни, полной тягот и жестокости,где любящие сын и мать могут прильнуть друг к другу и искренне проявить свою любовь.


Пятый день

«Жестокий полицейский» 

Снят в 1989 году
Режиссёр Такеси Китано

Три завершающих дня фестиваля посвящены творчеству одного из самых известных в мире японских кинорежиссёров – Такеси Китано. И первый предложенный зрителям фильм, дебютный фильм режиссёра – «Жестокий полицейский» 1989 года. На этом этапе фестиваля все представленные в нём фильмы окончательно связываются между собой в восприятии зрителя в единую смысловую нить, и замысел составителей этой программы становится совершенно ясен.
Первые же кадры фильма продолжают и даже проясняют многое из того, что шокировало нас в «Легенде о Нараяме». 

Если при просмотре «Легенды» массовое жестокое избиение, а затем и убийство жителями деревни своих соседей за несколько украденных картофелин потрясает и вызывает отвращение, то столь же массовое и столь же жестокое избиение и убийство группой подростков безобидного бездомного, только теперь уже при свете дня и ни за что, которым начинается «Полицейский», меняет акценты зрительского восприятия. Жестокость жителей старой деревни уже не представляется столь вопиющей – ведь в те древние времена она была вызвана реальными жизненно важными причинами – нехваткой еды перед наступающей зимой. Кроме того, поведение нецивилизованных крестьян представляется теперь почти нравственным – ведь они пошли мстить ворам под покровом ночи, а, значит, сами того не осознавая, пытались скрыть своё преступление от собственной совести. Ничего этого уже не требуется современному обществу для убийства – ни темноты, ни причин. 

Жестокость современного мира оказывается абсолютно бессмысленной. И у зрителя складывается даже некоторое чувство вины за ту иллюзию морального превосходства, за то отделение себя от грубости и зверств людей позапрошлого века, которые он испытывал при просмотре «Легенды». И желание её пересмотреть. Тем более, что финал «Жестокого полицейского» тоже перекликается с финалом «Нараямы» – главный герой убивает самого близкого, единственного и любимого своего человека – больную сестру. 


Шестой день

«Точка кипения»

Снят в 1990 году
Режиссёр Такеси Китано

Ещё один фильм великого Китано «Точка кипения» 1990 года. Преемственность цепочки фильмов крепнет. На экране один за другим возникают актёры из предыдущего фильма, с самого начала создающие зловещий фон отсылкой к предыдущему фильму. И – персонаж, на который, как становится ясно, в «Полицейском» мы обратили недостаточно внимания, – бейсбольную биту! Теперь-то мы понимаем, что если в той картине она снялась всего лишь в одном эпизоде – убийства полицейского, то теперь ей уготована одна из центральных ролей. 

С замиранием сердца зрители ждут, когда же эта бита «выстрелит», как театральное ружьё в последнем акте, предчувствуя, что сегодня её выступление будет ещё более жестоким, чем вчера, и параллельно надеясь, что здесь хотя бы не появится сам Такеси Китано, вчерашний жестокий полицейский. Но – о, ужас! – он всё-таки появляется. И всё, действительно, становится окончательно ужасно. А что касается биты, то дело обстоит ещё хуже, чем зритель мог ожидать. Бита превращается в автомат, а затем и в бензовоз, взорвав который в офисе врагов, юноша и девушка совершают ожидавшееся ещё у «Горячих источников» двойное самоубийство, полностью восстанавливая честь главного героя. Похоже, что смысловые посылы Китано становятся наконец-то ясны – даже классически самурайские поступки не имеют смысла в оторванном от реальности абсурдном мире насквозь проамериканизированной, потерявшей связь с глубиной истиной японской культуры, современной жизни. 


Последний, седьмой день

«Снял кого-нибудь?»

Снят в 1995 году
Режиссёр Такэси Китано

Ещё один фильм Такэси Китано «Снял кого-нибудь?»1995 года.Благодаря этому фильму мы снова вспоминаем, что предложенная нам программа фестиваля составлена таким образом, чтобы познакомить зрителя со всеми направлениями в истории японского кино – от традиционного реализма до чистого игрового модернизма. Даже неискушённому зрителю, совершенно не знакомому с жанрами и видами киноискусства, при просмотре этой картины становится ясно, что такое «игровой модернизм». Вся картина – это юмористический набор цитат из множества известнейших произведений мирового кино, в том числе и из тех фильмов, что были просмотрены нами в последнюю неделю. Снова на экране неудачник, старающийся заполучить хотя бы одну женщину, как и сумасшедший младший сын старой Одри из «Легенды о Нараяме». 

Снова мы видим множество совершенно ненужных и бессмысленных драк, как в «Жестоком полицейском». Снова наблюдаем бейсбольный матч – ещё более неуместный и абсурдный, чем в «Точке кипения». Здесь даже есть сумасшедшие барабанщики! Но всё это режиссёр представляет с такой лёгкостью и таким юмором, что напряжение, скопившееся за время просмотра предыдущих фильмов, спадает, и зрителю становится ясно – все эти проблемы, которые заставляли нас страдать и ужасаться, существуют, но относиться к ним нужно с юмором. Составители фестивальной программы вместе с создателем фильма «Снял кого-нибудь?», самим Такеси Китано, появляющемся перед нами впервые не в зловещем, а в сатирическом образе, дают зрителю надежду на то, что при таком отношении все проблемы будут решены!



18 ноября в киноцентре «Родина» откроется следующий смотр, в котором вы сможете увидеть современные японские комедии, такие как «Счастливый полёт», «Отель Гибискус» и другие. А с 12 декабря – ретроспективу фильмов режиссёра Синдо Канэто.

Канэто Синдо, патриарх японского кинематографа, ныне здравствующий уроженец Хиросимы,– автор более двухсот сценариев, снимает фильмы с 1951 года. В послевоенные годыактивно занялсякинодокументалистикой. Первый его фильм–«Дети атомной бомбы (Дети Хиросимы)», который зрители смогут увидеть в этой подборке.–Свои художественные фильмы режиссёр снимает о простых людях и о простых человеческих ценностях. Большую часть своих сценариев Синдо построил на реальных фактах и событиях. В течение последнего десятилетия Канэто Синдо часто обращается к проблемам пожилых людей, тем не менее, его фильмы по-прежнему популярны у японской молодежи. 

Канэто Синдо много раз бывал в России, а на Московском Международном кинофестивале его картины трижды получали Гран-при: «Голый остров» (1961), «Сегодня жить, умереть завтра» (1971), «Жажда жизни» (1999). На открытии XXV ММКФ Канэто Синдо был вручен приз «За выдающийся вклад в мировой кинематограф». В московском парке скульптуры «МУЗЕОН» 5 ноября состоялось торжественное открытие памятника великому японскому режиссеру, писателю, художнику Синдо Канэто. 


Добро пожаловать и приятного просмотра!

                                                                                                            Обзор готовила Рената Бурчик


В ноябре и декабре в рамках фестиваля «Японская осень» вы также можете посетить следующие мероприятия:


Выставка оригами «Все оттенки осенней листвы» 

19 ноября – 29 ноября 

Библиотека №1 им. Н.Г.Чернышевского, пр. КИМа, д.4
вт.-пт. с 13-00 до 20-00, сб. с 11-00 до 18-00


Фестиваль современной японской культуры «Анимацури»

Театр «Мюзик-Холл», Александровский парк, д. 4

3 декабря с 10-00 до 21-00
4 декабря с 10-00 до 18-00




< Предыдущее событие К списку событий Следующее событие >
 
Карта сайта
Биография
Деятельность
Грамоты и благодарности
Личное мнение
Выборы в законодательное собрание 2011
Фотоальбом
Контакты
Литейный округ
Об округе
История
Муниципальные программы
Газета «Литейный округ»
Муниципальное образование
Документы
Центральный район
Наши жители
Новости района
Электронный справочник
Галерея Центрального района
Виртуальные экскурсии

Новости
Афиша
Публикации в СМИ
Подписка
Добавить в закладки
Задать вопрос
Ответы на вопросы

Выборы в муниципальные советы

Конкурс детского рисунка
Конкурс фотографии
Конкурс "Мой домашний питомец"
Шатуновский Сергей Владимирович - официальный сайт
Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
© 2010-2013 Шатуновский Сергей
Разработка сайта — Intrino